Психосоматика бронхиальной астмы
Бронхиальная астма (БА) входит в чикагскую психосоматическую семерку. Одним из провоцирующих факторов развития хронической бронхиальной обструкции является высокий уровень тревоги, сохраняющийся в течение длительного времени, перерастающий в органический психосоматоз.
Однако, следует заметить, что не у каждого человека с высокой тревожностью развивается бронхиальная астма, а значит, в основе развития патологии лежит не только стресс, тревога и беспокойство, но и детские эмоциональные психотравмы. Стресс, тревога и беспокойство являются триггерными механизмами, провоцирующими обострение или манифестацию заболевания.
Из моего опыта
Именно бронхиальная астма стала для меня той точкой, после которой мой путь из просто медицины, педиатрии и общей врачебной практики перерос в исследование психосоматики и психосоматическое консультирование. В 2011 году я принимала участие в качестве функционального диагноста в проекте RESPECT, на кафедре общей врачебной практики СЗГМУ им.Мечникова.
Целью исследования было изучить ХОБЛ и БА, и я выполняла задачи функционального диагностики и психологического тестирования. И случайно выявила интересную связь: при анкетировании пациентов с бронхиальной астмой в опросниках по тревоге ответы и результаты участников совпадали. Это был не один, не десять и даже не сто человек.
Уровень тревоги был выше среднего у каждого человека с бронхиальной астмой. Разные люди, разная степень бронхообструкции, одинаково высокая тревога. С этого момента я начала путь исследования психосоматики.
Астма растет из детства
Детские травмы и психоэмоциональные блоки часто забываются по мере того, как маленький ребенок становится взрослым. Но то, что о них не помнят, не мешает этим травмам работать и предопределять поведение человека.
В психосоматике бронхиальной астмы, когда мы изучаем детство пациента, нас должно интересовать:
•уровень тревоги матери (часто тревога передается из поколения в поколение, провоцируя развитие тех или иных органических психосоматозов)
•отношение родителей между собой (ссоры за стеной, тирания отца к матери, страдающая мать, которая не могла пожаловаться на то, что происходит за закрытой дверью)
•отношение родителей к ребенку (жестокость, запреты, ограничения)
•социализация и отношения ребенка с окружением
Также нас интересуют систематические фразы из детства, сказанные грубо, злобно и жестоко по отношению к ребенку:
•закрой рот
•не кричи
•ты меня раздражаешь
•не говори этого
•не шуми
•не люблю тебя, когда ты так говоришь
•тебе слова не давали
Ребенок не отреагирует на однократные фразы, но при постоянном психологическом давлении у него сформируется нейросенсорная связь: "Чтобы выжить, я должен молчать".
По мере его социализации и развития при неблагоприятном течении эта связь станет крепче и превратится в "В этом мире опасно дышать". И с этого момента начнет постепенно развиваться бронхиальная астма, начнет расти уровень тревоги, сформируются и другие побочные установки, которые будут лишь замыкать порочный круг патологии.
Важно отметить, что бронхиальная астма - это не одномоментная травма, это систематически жестокое, длительное и болезненное выживание, которое для ребенка кажется "нормальными условиями" жизни. Просто потому, что он не знает, как можно по-другому.
Лечение
Лечение бронхиальной астмы, разумеется, начинается с кабинета врача-пульмонолога, после обследования и постановки диагноза.
Психосоматика подключается позже, на втором или третьем этапе, и на первых порах включает в себя исключительно работу с тревогой. Крайне важно обучить пациента управлению эмоциональным интеллектом, для того, чтобы он формировал резервы эмоциональных переживаний, укреплял внутреннюю опору и постепенно повышал устойчивость к стрессу.
Только после этого становится возможной работа с детскими блоками и установками. Прогностика при регулярной работе позитивная, с выходом в полную ремиссию и свободу от ингаляторов.
@: Екатерина Тур, врач, психосоматолог.